Предмет и задачи фонетики

Дисциплины, изучающие звуковую сторону языка Профессор Введение в предмет и задачи фонетики языкознание Модуль 2. Основы общей предмет и задачи фонетики и фонологии Дисциплины, изучающие звуковую сторону языка Содержание модуля 2. Фонетика современного русского языка. Деятельность говорящего предполагает воплощение в высказываниях, адресованных слушателю, своих знаний, мыслей, оценок. Функционирование языковой системы в этих актах начинается с обработки информации, подлежащей передаче, в семантическом и прагматическом компонентах, и завершается теми операциями, которые происходят в фонологическом компоненте. Деятельность слушающего заключается в извлечении из воспринятых высказываний передаваемой информации. И языковая система в этом случае начинает обработку высказываний в фонологическом компоненте, результаты работы которого передаются другим компонентам системы. Завершается же процесс интерпретации высказываний благодаря операциям в семантическом и прагматическом компонентах см. Процессы передачи и приёма вербальных сообщений оказываются возможными именно благодаря тому, что естественный человеческий язык располагает звуковыми средствами, образующими в совокупности фонологический компонент. Этот компонент имеет сложную структуру, объединяя в себе звуковые средства, оформляющие материальную сторону морфем, слов их словоформ, а также словосочетаний, простых и сложных предложений, сложных языковых объектов типа текстов или дискурсов. Структуру фонологического компонента языковой системы и особенности его функционирования в процессах коммуникации изучает фонетика. Термин фонетика унаследован от так называемого "традиционного" языкознания. Как самостоятельная дисциплина, фонетика выделилась в конце 19 в. Высокого уровня фонетические знания достигали уже в древней Индии, в древней Греции, а в средневековую пору у арабов. Предметом фонетики считаются прежде всего отдельные звуки предмет и задачи фонетики, а при более широком подходе все звуковые предмет и задачи фонетики языка включая тоны, словесное ударение, фразовую интонациюслужащие кодированию той смысловой информации, которая должна быть передана говорящим своему адресату. Фонетика изучает производство, передачу и восприятие звуковых сигналов в процессе речевого общения, а также систему способов и средств, обеспечивающих кодирование и декодирование переносимой в звуковых сигналах лингвистически существенной информации. В настоящее время часто говорят не просто о фонетике, а о фонетических науках, имея в виду совокупность дисциплин, каждая из которых имеет свой предмет и свою точку зрения на звуковую сторону языка. Бодуэн де Куртенэ 1845—1929 различал антропофонику и психофонетику. Первая, по его мнению, должна иметь дело со звуками человеческой речи как физическими явлениями, второй предстоит заниматься звуками как психическими явлениями. Для него фонема являлась психической сущностью, а звуки он рассматривал как более или менее точные её реализации. Разграничение фонетики как естественной науки и фонологии как науки гуманитарной, социальной, предпринятое Трубецким 1890—1938который исходил из разграничения В структурном языкознании к ведению фонетики обычно относят изучение звуковой субстанции, а к ведению фонологии — исследование тех отношений, которые связывают звуковые единицы между собой в данном языке, формируя его фонологическую систему. Эти отношения оказываются как бы дематериализованы. Фонетика при таком подходе часто выводится за пределы языкознания. В отечественном языкознании и особенно в школе Щербы 1880—1944 принято считать, что фонология неразрывно связана с фонетикой и входит в неё как изучение звуковых явлений языка с точки зрения собственно лингвистической, т. Отношения между фонологическими единицами квалифицируются как отношения между материальными объектами. Но тем не менее в целом и в предмет и задачи фонетики школе не снимается противопоставление в рамках фонетики в широком понимании фонологии и фонетики в узком смысле и фонологии. Фонология имеет дело с функциональными звуковыми единицами, принадлежащими звуковому стратуму языка. Эти единицы как линейные, или сегментные, следующие в речевой цепи друг за другом, так и надлинейные, суперсегментные, просодические, которые накладываются на цепочки звуковых сегментов, составляющих материальную сторону морфем, слов, предмет и задачи фонетики объектов обслуживают трансляционный стратум с его правилами словаря и грамматическими правилами. Они выступают в качестве строительных конститутивных и различительных элементов в плане выражения знаковых единиц, а со смысловым семантико-прагматическим стратумом связаны лишь опосредованно. Базовой предмет и задачи фонетики единицей является фонема в неслоговых языках. И одной из первых задач фонологии является установление состава фонем данного языка, выявление принципов их организации в систему, их парадигматических отношений их синтагматических отношений, т. Фонетика в узом смысле рассматривает эти звуковые средства в таких аспектах, как физический акустический и биологический артикуляционный плюс перцептивный. Иногда её членят на фонетику артикуляторную, изучающую производство звука, фонетику акустическую, исследующую результат звукопроизводства, и фонетику аудитивную или перцептивнуюимеющую дело с восприятием звука. Единство двух подходов к изучению звуковых средств языка — фонологического функционального и узкофонетического материального, субстанциального — вытекает из того, что звуковые явления сами по себе, без определённого их использования в данном языке, вне их связи с оформлением, отождествлением и различением языковых знаков, не представляют существенного интереса для лингвиста, а каждая из функциональных звуковых единиц предмет и задачи фонетики свои предмет и задачи фонетики корреляты а в артикуляционных работах, б в акустических свойствах речевых сигналов и в в особенностях её восприятия человеческим органом слуха. Принято далее, различать: фонетику и фонологию общую и частную, синхронную историческую диахроническуюописательную и нормативную фонетику, теоретическую и прикладную фонетику. Предмет и задачи фонетики место в цикле фонетических дисциплин занимает фонетика экспериментальная или инструментальная. Её роль в решении спорных проблем фонетического описания того или иного языка, в моделировании процессов автоматического распознавания и синтеза звучащей речи и т. Сегодня она, благодаря тесным контактам с естественными науками инженерными предмет и задачи фонетики, располагает множеством инструментальных способов исследования производства и распознавания человеческой речи. Фонология может члениться предмет и задачи фонетики линейную сегментнуюимеющую дело с такими следующими друг за другом в речи единицами, как фонема и слог, и нелинейную надлинейную, суперсегментную, супрасегментнуюкоторая занимается просодическими средствами тон, слоговой предмет и задачи фонетики, ударение, интонация. Иногда в рамках фонологии как функциональной фонетики соответственно противопоставляют фонематику или фонемику и просодику или просодемику. При более тщательном подходе, учитывая, что к линейным единицам относится не только фонема, предмет и задачи фонетики и слог, в сегментной фонологии следует различать учение о фонеме фонемику и предмет и задачи фонетики о слоге сииллабемику. Фонема в языках неслогового строя таких, например, как русский, немецкий, английский, латинский, санскрит выступает в качестве кратчайшей функциональной единицы в составе означающего экспонента морфемы или слова. В языках же нефонемного строя как, например, в китайском, бирманском, вьетнамском аналогичную роль играет слог. Как конститутивную фонологическую единицу, его именуют силлабемой или слогофонемой. В суперсегментной фонологии могут быть разграничены тонология, акцентология интонология — дисциплины, имеющие своими объектами такие просодические явления, как тон, словесное ударение и синтаксическая интонация. Следует отметить, что если в первой и особенно во второй трети 20 в. Объясняется это тем, что сегодня в фокусе интереса оказываются не столько такие значащие языковые единицы, как слово и морфема, а такие конструктивные языковые объекты, как предложение и высказывание звучащий текст. Значительное внимание уделяется проблемам ввода звуковой информации в компьютер и компьютерного синтеза звучащей речи. Место дисциплин фонетико-фонологического цикла в научном исследовании и в преподавании языков предопределяется тем, что звуковая материя является первичной субстанцией, в которой язык возник и существует. Большинство языков мира не имеют письменности, и далеко не всякая предмет и задачи фонетики письменности способна фиксировать особенности звучащей речи. По этой причине лингвист обращается к специальным системам фиксации звуковых явлений транскрипциям.

Карта сайта

1 2 3 4 5 6 7 8

См. также